Это как раз тот случай, когда важен не столько турнир ветеранов. Не его результаты.
Важно официальное признание - был такой человек. Существовал. И теперь мы его вспоминаем. Благодарно.
Валентина Иванова можно уже не "прятать". Его имя обнародовала "Золотой Осень-2000" - мемориал, который позвал дочь Валентина Сергеевича. И его учеников.
Их было 31. Играл только Анатолий Амелин. И победил других ветеранов, собравшихся посмотреть на школу Иванова.
Вот эта школа - в руках и ногах Амелина, в его сердце.
В 1998 году вышел в эфир 10-минутный репортаж на канале НТВ. О нем вспомнили устроители мемориала Иванова. Захотели его показать гостям и участникам "Золотой Осени-2000". Я сказал, что "кино" не праздничное. Но попытаюсь помочь. Звоните...
Ветераны остались без фильма: звонков больше не было, я перестал дергать ребят с НТВ, мемориал шел своим чередом.
Бывает, подумал я. Не сложился "прямой эфир" в московском спорткомплексе "Чертаново" - прокрутим в "записи". Есть такая возможность и, тем более, просьбы...
Репортаж
Анатолий Амелин идет по асфальтовой дорожке в сторону кортов московского спортивного клуба "Шахтер":
"Так уж получилось, в силу разных обстоятельств, после 1970 года, когда мне было 24, к моей фамилии Амелин было добавлено слово - ветеран. Какое-то время я еще пытался доказать, что могу быть полезным команде, но, разобравшись, что дело не совсем в моей игре - ушел из большого спорта".
(Навстречу бегут дети с большими теннисными ракетками).
Амелин: "И вот снова я, Амелин, ветеран, через 27 лет вернулся в свой настольный теннис. Поэтому то, что я увидел сегодня, меня настолько взволновало и, в какой-то степени, встревожило, что появилось решение о создании этого репортажа".
(Материал о возвращении читайте здесь - Вторая волна Анатолия Амелина).
В кадре - деревья, с едва распустившимися листьями. Спорткомплекс "Шахтер". Всплывает снимок Иванова. Амелин за кадром: "Этот человек еще при жизни стал мифом. Легендой. Прекрасный пианист, художник, организатор парадов на Красной площади, он был первым заслуженным тренером СССР по настольному теннису".
(В кадре - черно-белая хроника: соревнования конца 50-х годов).
Амелин за кадром: "Но, как и положено мифу - изображение Валентина Сергеевича Иванова отсутствует в кадрах кинохроники прошлых лет, когда сборная СССР, его сборная, принимала участие в первых международных соревнованиях.
Чуть позднее Иванов с большой горечью говорил мне, что один из московских тренеров, по заданию нашей федерации, вырезал кадры с его изображением из всех спортивных фильмов, которые у нас в то время были. Так что, его можно было бы назвать нашим тайным секретным оружием, которое заботливо оберегалось от посторонних глаз, и, возможно, поэтому его фамилии нет во всемирном перечне "Свейтлинг Клаб" - своеобразном пантеоне великих свершений в настольном теннисе".
Сергей Шпрах, заслуженный тренер СССР и России:
"Валентин Сергеевич Иванов, конечно, очень много сделал для развития нашего вида спорта. Можно сказать, он создал советскую, а теперь уже российскую школу игры в настольный теннис. И я думаю, что это серьезное, конечно, упущение. Он вполне заслуживает этого (включения фамилии Иванова во всемирный перечень - Г. Д.)"
(В кадре - в спорткомплексе "Чертаново" играют дети).
Амелин за кадром: "Для справки - сейчас (на 1998 год - Г. Д.) в "Свейтлинг Клаб" СНГ представляют 40 человек. Из них - 21 из России. Летом Иванову исполнилось бы 88 лет. Его нет с нами. И потому - гриф секретности с Валентина Сергеевича, а речь идет именно о нем, можно уже снимать".
Борис Симкин, бывший директор спортивного клуба "Шахтер":
"В 1957 году в Москве проходил Международный Фестиваль молодежи и студентов. Это было необычайное мероприятие для Москвы. Красочное. Масса народу. Непривычное. В этот год запустили спутник.
Это был - праздник всей страны. И "Шахтеру" пришлось проводить соревнования по настольному теннису. Это было новое, необычное...
И появился человек - он ходил каждый день - невысокого роста, полненький. Он познакомился с нами, представившись художником. Звали его - Валентин Сергеевич Иванов. Он сумел нас - специализированный теннисный клуб (для большого тенниса - Г. Д.) - убедить, что нам обязательно нужно сделать отделение настольного тенниса.
Когда я сейчас вспоминаю - как он сумел убедить - я это не знаю. Но, видимо, от него исходила какая-то магическая сила".
(Хроника Фестиваля: катание на лодках, латиноамериканские песни под гитару, ВДНХ...)
Амелин за кадром: "В 1957 году в разгар Фестиваля молодежи и студентов, центр советского настольного тенниса из Прибалтики переместился в Москву. Валентин Иванов формировал сборную СССР, не забывая о молодом пополнение. Амелин в кадре: "Вот та знаменитая тропинка чемпионов, о которой, в свое время, писал "Советский спорт". По этой тропинке Валентин Сергеевич ходил вместе, практически, со всеми своими учениками. Эту тропинку знали все лучшие мастера настольного тенниса того времени.
Конечно, тропинка сейчас имеет совершенно другой вид. В свое время, не было асфальта. Но она узнаваема. И любой теннисист, который сюда приедет (спорткомплекс "Шахтер", в 3 трамвайных остановках от метро "Сокольники" - Г. Д.), он узнает свои родные места".
(В кадре - зал "Шахтера", корты в зале, "врезанные" документальные кадры знаменитых игроков)
Амелин за кадром: "А через эту дверь можно было попасть в зал "Шахтера". Кортов тогда еще не было. Всю площадь зала занимали новые, специально привезенные к фестивалю теннисные столы.
К Иванову стали приезжать великие теннисисты. Неповторимый Виктор Барна, легендарный Ференц Шидо, великолепный Золтан Берцик. Был здесь и президент Международной федерации Айвор Монтегю.
Как ему удавалось совмещать прием гостей, написание учебников по настольному теннису и 12-часовые тренировки - остается загадкой и сегодня. Но известно, что за свою тренерскую карьеру Валентин Сергеевич был удостоен всего-навсего двумя грамотами Спорткомитета СССР.
Впрочем, к своим наградам он всегда относился спокойно, искренне радуясь за успехи своих учеников.
Геннадий Аверин, игрок сборной СССР, заслуженный тренер России:
"Валентин Сергеевич Иванов - это уникальная личность. Он сам играл в настольный теннис - ну, не так уж хорошо, как потом мы стали играть, но он обладал чудодейственным даром заряжать людей своим оптимизмом. Он был очень большим теоретиком настольного тенниса. И по сей день многие спортсмены тренируются по его системе.
Но самый главный его дар - убедить учеников, что нужно работать. Убедить в том - как нужно работать.
(В кадре - международные соревнования конца 50-х).
Амелин за кадром: "Все-таки, в удивительное время жил Иванов. В СССР приезжали великие теннисисты, и что бы посмотреть на них, у касс выстраивались длинные очереди. Зал был, как правило, переполнен".
(Переход от хроникальных кадров, рассказывающих о международной встречи к залу, где занимаются современные детишки. Они стоят вокруг руки с микрофоном).
Амелин за кадром: "Интересно, а что новое поколение знает о наших спортсменах 60-70-х? Скажите, пожалуйста, а кто такая Руднова? Аверин, Гомозков?"
Дети:
"Не знаю... Не слышали..."
(В кадре - чемпионат Европы 1970 года. Играет Руднова, Гомозков).
Амелин за кадром: "Вот и получается - здесь напрочь захотели стереть фамилию Иванова, как будто он не жил. Там - забыли спортсменов, среди них - гениев настольного тенниса. Они еще живые, но не для будущей надежды нашего вида спорта".
(Хроникальный дикторский текст: "Героиней этих состязаний стала Зоя Руднова - студентка московского института иностранных языков").
Амелин за кадром: "На ваших экранах сейчас вы видите, как играла Зоя Руднова. Да, эти удары были хороши. Кстати, это съемки 1970 года. Здесь она стала абсолютной чемпионкой Европы: четыре золотые медали. И где-то рядом должен быть Иванов.
Может быть - здесь? Нет, это зрители. Или - здесь? Нет, здесь его тоже нет".
(В кадре - продолжение Фестиваля молодежи и студентов: праздничное ночное гулянье на Воробьевых горах).
Амелин за кадром: "1957 год, Фестиваль, хрущевская оттепель и все, что с этими событиями было связано закончилось для Иванова очень быстро. Его энтузиазм, профессионализм был больше не нужен. Нет, не виду спорта, а некоей группе людей. А просто функционировать Валентин Сергеевич не умел. Он был художником, творцом. Для которого рискнуть, сделать что-то новое было также естественно, как для пришедших ему на смену было естественным этого не делать вовсе.
И получается, что это не случайный эпизод с Ивановым, а возникли некие новые человеческие взаимоотношения, которые могут и не позволить настольному теннису возродиться.
Да, потрясений и борьбы возле нашего вида спорта было предостаточно. За период с 1970-го по 1997 год на посту тренеров сборных команд страны поменялось, по грубым подсчетам, 23 человека. И надо понимать, что эта цифра не окончательная.
Как говориться, что посеешь, то и пожнешь.
А посеяв человеческое равнодушие, неуважение друг к другу, забвение ко всему тому, что было до нас - получим непрофессионализм, превратим тренерское искусство в ремесло.
К сожалению, уже сейчас потерян престиж отечественного настольного тенниса в мире. На мой взгляд - это естественно. Если нет истории вида спорта, значит нет настоящего и не может быть будущего.
Если отечественный хоккей мы в первую очередь связываем с такими фамилиями, как Тарасов, Чернышев, то настольный теннис - с фамилией Иванов".
(Немецкое кладбище. Березы. Цветок на могиле. Здесь похоронен Валентин Сергеевич Иванов: 1909 -1984 гг.)
Амелин за кадром: "Валентин Сергеевич был одаренный человек. Часто, по окончании крупнейших чемпионатов, он любил играть на фортепьяно и с удовольствием пел. И одним из любимых его романсов был - "Гори-гори, моя звезда".
И пусть звезда Иванова горит. А мы, современники, должны делать только одно - помнить, не забывать и преумножать, что сделано было до нас".
P. S. Это был первый мемориал, названный именем Иванова. Когда пришлют все результаты "Золотой Осени-2000" - мы их обязательно добавим.
Подготовил Григорий Давыдов. Фотографии НТВ.
|